Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Статьи

Формирование предметных действий у детей раннего возраста
21.02.2014, 14:13

Формирование предметных действий у детей раннего возраста


Ранний возраст (от 1 до 3 лет) является периодом активного познания ребенком окружающего мира, развития у него предметных действий, восприятия, речи, становление своего «Я» и др. Отечественные психологи определяют в раннем возрасте совместную со взрослым предметную деятельность как ведущую. Эта деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с предметами окружающей действительности.

Для формирования у детей раннего возраста предметных действий необходимо использование приемов, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:

приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами, игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет – би, би); изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т.д.);

приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т.д.);

приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т.д.);

приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т.д.);

прием отсроченного речевого сопровождения;

подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.

Направления коррекционно-педагогической работы, по формированию предметных действий, включают задания, стимулирующие интерес у детей к продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, элементы аппликации, конструирование).

Первое направление – формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе манипулятивных действий.

Задачи:

- создания условий возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта в процессе взаимодействия с педагогом, установление положительного эмоционального контакта;

- вызывание эмоциональной, голосовой, двигательной реакции на появление и ласковое обращение педагога к ребенку;

- формирование восприятия окружающих предметов, игрушек, вызывание интереса к действиям с ними;

- обучение ребенка действовать совместно с педагогом, понимать жестовую и речевую инструкцию, побуждение к самостоятельным действиям.

Игры:

- «Где мама?». Педагог накрывает легким шелковым платком голову мамы, спрашивает: «Где мама?», побуждает малыша снять с мамы платок, произносит: «Вот наша мама. Мы нашли маму. Где мама? Вот мама!». Игру можно повторить. Аналогично прячутся педагог и ребенок.

- «Что в ладошке?». Взрослый прячет в ладони обеих рук небольшой шарик, спрашивает малыша: «Что там? Смотри». Открывает ладони показывает игрушку, произносит: «Это шарик. Вот шарик. Ой, шарика нет, он спрятался. Где шарик? Вот шарик». Игра повторяется несколько раз.

- «Разноцветные краски». Взрослый показывает ребенку краски и кусок обоев (ватмана). Показывает, как можно рисовать пальцем дождик, произносит: «Я рисую дождик – кап, кап. Обмакни палец в краске. Рисуй дождик». Можно также рисовать всеми пальцами, губкой и т.д.

Второе направление – формирование у детей ориентировки на оценку своих действий взрослым.

Задачи:

- обучение детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний, например: «Так, не так, правильно, неправильно, хорошо, молодец» и др.;

- формирование у ребенка представлений о конечном результате действия.

Игры:

- «Покатай куклу». Взрослый предлагает ребенку покатать куклу в машине, произносит: «Кукла хочет кататься. Посади ее в машину. Нет, так плохо, кукла упадет, будет плакать. Посади правильно, хорошо. Молодец. Катай куклу. Ой, кукла упала. Ты катаешь сильно. Смотри как я. Давай вместе катать. Кукла радуется, говорит тебе «Спасибо», теперь ты молодец. Катаешь аккуратно».

- «Собери солдатика». Взрослый показывает малышу новую игрушку – солдатика. Разбирает его, произносит: «Солдатик разобран, помоги его собрать». Важно не просто воспроизвести знакомы действия по нанизыванию колец на стержень, а иметь в виду конечный результат сборки – солдатика.

Игровые задания: «помой посуду», «нарисуем дорожку».

Третье направление – развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Задачи:

- формирование у ребенка перцептивных действий, направленных на обследование окружающих объектов (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания); умений захватывать и удерживать предметы в руке;

- обучение детей выполнять различные действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства;

- развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук; побуждение детей выполнять согласованные действия обеих рук по показу, самостоятельно; развитие у детей зрительно-двигательной координации.

Игры:

- «Возьми погремушку». Взрослый протягивает малышу погремушку, держа ее вертикально, гремит ею, говорит: «Бери игрушку. На!». При этом обращает внимание на то, приготовил ли ребенок свою руку к захвату или нет, при необходимости помогает ему правильно подготовить руку к хватанию, обращает внимание на перераспределение пальцев при удержании погремушки (большой палец сверху).

- «Птичка летает». Взрослый демонстрирует малышу игрушку-птичку, показывает, как она летает, совершая плавные движения руками сверху вниз, и снизу вверх, с целью расслабления мышц пальцев и кистей рук, просит ребенка сделать так же.

Игровые задания: «дай игрушку», «бросим пуговицы в таз», «поиграй на пианино», «собери фасоль в кастрюле», «пальчики здоровались».

Четвертое направление – формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами.

Задачи:

- формирование поисково-ориентировочных действий (ориентировка типа «Что это?», «Что с этим можно делать?»), знаний о назначении предметов;

- обучение детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применять такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;

- формирование у ребенка практической направленности на свойства объектов, сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький), форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвет (красный, синий, желтый, зеленый), объем (шар, кубик, кирпичик, крыша);

- обучение ребенка использованию предметов обихода по назначению;

- формирование у ребенка способов ориентировки (целенаправленные пробы, практическое «примеривание»);

- обучение умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.

Игры:

- «Мишка заболел». Взрослый показывает ребенку мишку, говорит, что он заболел. У мишки насморк. Предлагает вытереть мишке нос (носовым платком, бумажной салфеткой).

Игровые задания: «телефон», «найди такой же». Игровые задания направлены на различение предметов по запаху или по вкусу; направленные на формирование подражания действиям взрослого, выполнение двух целенаправленных действий: «Делай, как я», «Строй, как мама» и др.

Пятое направление – формирование соотносящих действий.

Задача:

- обучать ребенка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами.

Игры:

- «Спрячь зайку». Взрослый показывает ребенку красивую коробку, достает из нее зайчика, просит спрятать зайчика, накрыть коробку крышкой.

- «Собери бусы». Взрослый демонстрирует ребенку палку с нанизанными на нее разноцветными колечками, неожиданно рассыпает колечки, просит ребенка собрать бусы.

Игровые задания: «Спрячь матрешку», «Собери паровозик» и др.

Шестое направление – формирование орудийных действий.

Задачи:

- закреплять у детей ранее усвоенные предметные действия;

- закреплять собственный опыт действий ребенка с предметами-орудиями, знаний о назначении предметов.

Игры: «Причеши куклу», «Поймай рыбу», «Перелей воду из тазика в ведерко», «Из чего Маша будет пить?».

Для эффективности коррекционно-педагогической работы, данные игры и игровые задания, могут использовать не только специалисты образовательных учреждений, но и родители в домашних условиях.

Приемы и направления коррекционно-педагогической работы, по формированию предметных действия у детей раннего возраста, способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой), на развитие связной речи; способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование), самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.

 

Категория: Статьи | Добавил: Шани
Просмотров: 780 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: